vgannaa (vgannaa) wrote,
vgannaa
vgannaa

На не рабочей территории ОЛРЗ

Занесло меня недавно на поминки в заводскую столовую Оренбургского Локомотиворемонтного завода. Так территория понравилась, а еще золотая осень прелести добавила.
Конечно, сразу бросается в глаза памятник рабочим завода, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.
{
DSC07233

[Spoiler (click to open)]

Из справочника Оренбурга 1977 года узнала, что он установлен 9 мая 1975 года в ознаменование 30-летия Победы.

DSC07209

видеонаблюдение  поверх голов несколько покоробило

DSC07208

На железобетонной плите отлиты  барельефы рабочих разных поколений. Под каждым барельефом - плиты с именами рабочих завода, павших в боях за Родину.

DSC07207

С правой стороны надпись: «Семья рабочая сынов не забывает, отдавших жизнь за Родину свою».

DSC07206

Автор - известный наш скульптор Н.Г. Петина. Хотя, если бы не прочитала, не подумала бы о ней. Она у меня больше с Пушкиным и Далем ассоциируется. Но потом вспомнила красноармейца с парка Салмышского боя, которого на днях  oreninga постила http://oreninga.livejournal.com/576532.html#comments и поняла, что он родной брат этим солдатам.

Немного о самом заводе. Завод строился как Главные железнодорожные мастерские Ташкентской железной дороги (основаны в январе 1905 г.). В 1928 году мастерские были преобразованы в Оренбургский паровозовагоноремонтный завод. В 1942 году завод прекращает ремонт вагонов и переименовывается в паровозоремонтный завод. С 1966 года завод начинает ремонт тепловозов и получает название Оренбургский тепловозоремонтный завод. В 90-х годах прошлого века завод ремонтирует кроме тепловозов также и электровозы, в связи с этим название завода меняется на нынешнее - Оренбургский локомотиворемонтный завод.


На входе очень симпатичные ворота с "крылышками" на столбах :)

DSC07279

сквозь ворота видна территория с высокими старыми деревьями, во всей осенней красе

DSC07280

DSC07282

Административное здание скрыто огромными старыми елями

DSC07204

DSC07217

Территория просто шикарная для прогулок

DSC07253

есть и сцена небольшая и детская площадка

DSC07187

Ульяна нарезвилась в листьях всласть:)

DSC07310

Не знаю как там у них производственные дела, но внешне всё выглядит прекрасно, что очень радует.

Поискала в интернете информацию про завод, оказалось очень интересно. С сайта завода

http://www.olrz.ru/
Слог  времен советских годов сразил наповал, не могу не поделиться, если кто не боится много букв:)


"Оренбургский Локомотиворемонтный завод. Основан 15 января 1905 года, как Главные железнодорожные мастерские Ташкентской железной дороги. Началом создания послужило строительство железной дороги Самара-Оренбург-Ташкент в конце XIX века.
Завод принял активное участие в революциях 1905 и 1917 годов и Гражданской войне.
С созданием мастерских в г. Оренбурге сформировалась пролетарская прослойка, которая являлась основным распространителем революционных идей и настроений не только в Оренбуржье, но и по всему Уралу.  В марте 1905 года на предприятии прошла первая политическая стачка, которая положила начало организованному выступлению рабочих города.
Братья Георгий и Александр Коростелевы, И.С. Славин, Е.Г. Джамбурия, Я.М. Меркурьев, Н.И. Свободин, М.С. Харламов, С.М. Тамаров и другие рабочие завода стали талантливыми руководителями революционного движения.
Восемнадцать улиц областного центра носят имена заводчан–революционеров, участников Гражданской войны.
Не только бронепоездами обеспечивали родившуюся в годы Гражданской войны Красную Армию железнодорожные мастерские. Именно здесь был создан 1-ый в городе рабочий отряд Красной гвардии. Организаторами, руководителями Красной гвардии стали рабочие К.Н. Котов и А.Е. Левашов.
С оружием в руках сражались против врагов Советской власти около 1200 ремонтников. Завод внес большой вклад в восстановление народного хозяйства в период после Гражданской войны.
Зимой 1919 года на общем собрании рабочие принимают решение об увеличении рабочего дня на 2 часа, работают в воскресные дни – делают все от них зависящее, чтобы быстрее вывести транспорт из прорыва, чтобы «спасти рабочих центра от адских мук голода и холода».
Вдвое перекрывали сменные нормы в восстановительный период участники 1-ой на заводе стачки, глава трудовой династии формовщик Коржеманов И.Е., Котов В.Н. и многие другие.
6 декабря 1924 года завод посетил Всесоюзный староста М.И. Калинин. После его посещения на заводе было построено училище для подготовки профессиональных рабочих.
1 мая 1925 года коллектив торжественно, через Оренбургский губисполком, передал свой трудовой подарок советской республике – паровоз с 20 вагонами, отремонтированные и восстановленные сверх установленного плана и безвозмездно.
Производительность труда в мастерских к концу восстановительного периода возросла по сравнению с 1913 годом на 87 процентов (как знакомо со школы это знаменитое сравнение с 1913 годом :-).
С большим энтузиазмом были встречены первые, предвоенные пятилетки.
К августу 1936 года на предприятии насчитывалось 1090 ударников и стахановцев, что составляло более половины от всех работающих.
Заводскими стахановцами называли М.Г. Малеева – бригадира бригады слесарей, В.Г. Данилова - токаря механического участка, перевыполнявших производственное задание на 400-500 процентов. 98 передовых рабочих мастерских в довоенный период были направлены на партийную и советскую работу.
Слесарь П.М. Челышев, стал начальником дороги, Членом коллегии народного комиссариата внешней торговли являлся в прошлом бригадир сборочного цеха Д.П. Саликов. Н.Е. Мутнов, начинавший свой трудовой путь в мастерской столяром, был председателем Губисполкома, ответственным работником ЦК РКП(б).
В 1941 году коллектив завода, как и весь советский народ, встал на защиту своего Отечества.
Сотни рабочих предприятия в первые же дни войны ушли добровольцами на фронт. Их место заняли жены, дети.
Посланцы завода участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, в битвах под Сталинградом, на Курской дуге, под Ростовом и Нарвой, освобождали Кавказ, Прагу, Варшаву, Вену, Будапешт, штурмовали Кенигсберг и Берлин.
Георгий Степанович Стародубцев и Алексей Сергеевич Андреев вернулись с фронта Героями Советского Союза.
Петр Федорович Шевцов погиб в звании Героя Советского Союза.  Семену Алексеевичу Сибирину, Степану Петровичу Лабужскому было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.  Многие заводчане награждены за проявленный героизм и мужество боевыми орденами и медалями. Среди них: Г.С. Гаврилов, М.Г. Макаренко. Сто пять работников завода не вернулись домой с войны.
В память о тех, кто отдал жизнь за Родину, на центральной проходной завода установлена скульптурная композиция.
Свой посильный вклад в разгром фашистской Германии внесли труженики тыла. На площадках завода был размещен Ленинградский завод №174, а позднее – Великолукский, Воронежский и Луганский паровозоремонтные заводы.
На заводе был создан полк трудового ополчения. Образован фонд строительства танковой колонны и авиационной эскадрильи. Молодежь собирала свои трудовые сбережения на постройку катеров «Морской охотник».
В 1941-1942г.г. на сэкономленных материалах, во внеурочное время были построены бронепоезда «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед, на Запад».
В дни битвы на Волге коллектив завода, опять же во внеурочное время, дополнительно к плановому заданию отремонтировал, построил и отправил защитникам Сталинграда эшелон паровозов, вагонов, несколько бань-поездов.
В цехах завода изготавливались взрывчатые вещества, 122 миллиметровые снаряды, корпуса снарядов для «Катюши», ремонтировались различные серии паровозов, бронепоезда".
Далее уже не так интересно.


Tags: Оренбург, парки, прошлое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments